• +7 903 193 11 00; isoul@isoulclub.ru
  • 7:00-23:00

«Я – Бог» или «Я и Бог»?

Одним из постулатов Христианства является изречение: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его». (1) Преподаватель Саратовской православной духовной семинарии, священник Михаил Поликаровский объясняет, что подобие Создателю есть цель бытия, что Бог есть некий Абсолют, первообраз, который невозможно познать умом, но в котором все качества воплощены в абсолютной форме. Так, человек является подобием Бога: он не в силах познать свою истинную природу, ибо Бог непознаваем; и обладает качествами, присущими Богу, хоть и в ограниченной форме. Человек разумен, наделен свободой выбора, даром речи, творческим потенциалом, способностью любить и чувствовать, стремлением к «богопознанию» и созидательностью, воплощенной в мирской деятельности. (2)

 

«Я – Бог» или «Я и Бог»?

 

В нашей прошлой статье «Лестница в Небо» мы обсуждали тему просветления как высшей ступени развития человеческого сознания, в котором душа осознаёт своё единство со вселенной. Однако, один вопрос остался незатронутым: объясняет ли йога положение высшей силы, Творца или Абсолюта, которая приводит в действия все механизмы этого мира? И если существует некая высшая сила, то какую позицию по отношению к ней мы занимаем?

 Йога есть учение, не являющееся религией, но в йоге кроются ответы на огромное множество вопросов, какими бы глобальными они ни были. Именно поэтому мы решили, что в данной статье необходимо проанализировать определение высшей силы – Абсолюта или Творца (как бы мы его ни называли), – и ту позицию, которую, согласно йоговской философии, наша душа занимает по отношению к Высшему.

Просветление

Согласно традиционным текстам Патанджали, Самадхи (см. подробнее в нашей прошлой статье) есть высшая ступень развития души. Это состояние просветления, в котором личность осознаёт своё единство со вселенной. В Индуизме существует понятие «Брахман» – чистый поток сознания, где все души словно в океане, пребывают в экстатическом состоянии просветления и покоя. Брахман есть первопричина, бесконечность. Он неуничтожимый и вечный, средоточие высшего изначального блаженства. Достичь просветления — значит слиться с этим потоком. Душа бесконечна и является лишь частью единого целого Брахмана. Она находится под влиянием иллюзии: своего ума, чувств и физических потребностей – тех проявлений материи, что делают её несведущей о своей истинной природе.

Вместе с тем, в Йога сутрах сформулированы три характеристики Создателя: 1. Бог свободен от влияния кармы; 2. Бог – всеведущ, будучи обладателем и источником всех знаний; 3. Бог есть примордиальный (изначальный) и абсолютный учитель, путеводная звезда для всех живых существ, учитель «в самом себе». (3) Бог или Сверхдуша (Параматма ) есть в душах каждого из нас, он наш первый Гуру, познать которого можно лишь, обратив взор вглубь своей души.

Таким образом, учение йоги, которое ставит своей целью достичь Самадхи, отзывается на все три определения Бога:  достичь Просвтеления; выйти из круга перерождений (практика йоги ведёт к избавлению от влияния кармы и собственных слабостей: вожделения и невежества); слиться с абсолютным потоком сознания, осознав свое единство со Сверхдушой. Йога призывает познать все три ипостаси творца или, другими словами, уподобиться ему.

 

«Я – Бог» или «Я и Бог»?

 

Воля

Однако давайте отойдём от понятия «Бог», так как оно обязывает придерживаться каких-то определённых религиозных трактовок, и будем оперировать термином «Абсолют». В философии под Абсолютом подразумевают первоначало всего сущего: единое, вечное, безусловное, неограниченное, и бесконечное. Абсолют возможен лишь в противопоставлении обусловленному, конечному и относительному.(4) Так, человеческая жизнь, имеющая конец и начало, и сам человек, обусловленный своим существованием в этом мире – кармой, долгом, и материей, противопоставляется Абсолюту, бессмертному и безграничному. Если человек создан по образу и подобию Абсолюта, то все качества, которыми обладает человек, будь то способность творить, любить, сострадать, или разрушать, совершать зло или ненавидеть, в Абсолюте проявлены в полной мере.

Согласно Патанджали, Абсолют-Брахман есть первопричина, и наша душа также лишь часть единого потока сознания. Душа не отлична от Абсолюта, но понимание этого приходит лишь через самосозерцание. Но если наша первоначальная природа быть частью Абсолюта, то в какой момент мы стали чем-то ограниченным и отдельным от него? Какой силой мы были сведены в обусловленный мир, сотканный из конечной материи? Взаимоотношение Абсолюта и души человека является центральной темой одного из направлений древнеиндийской философии – Веданты, которая стала основой для более поздней традиционной философии йоги, сформулированной в йога сутрах.

Философия

Индийская философия представлена шестью школами мысли: Санкхья, Йога, Нияя, Вайшешика, Миманса и Веданта, последняя из которых интерпретирует древние религиозно-философские трактаты – Упанишады и разделяется на шесть учений, которые дают ту или иную трактовку взаимоотношениям между душой и Абсолютом (Создателем). Основное противоречие кроется в учениях Адвайта-Веданта и Двайта-Веданта, последнее из которых дало толчок для создания особой концепции Абсолюта – учению Говинда-Бхашья.

Согласно Адвайта-Веданте,  Брахман есть Абсолют – единственная и наивысшая реальность. Человек, находящийся под влиянием иллюзии считает мир материи реальным. Неведение человека об истинной природе вселенной порождает страдания, и только путь познания способен привести к освобождению. Не существует разницы между личностью (душой) и Брахманом. Однако, находясь под влиянием материи, индивид воспринимает Брахман как нечто высшее – создателя и творца. Освободиться от иллюзии можно, лишь переступив восприятие мира как двойственность (Творец и творение, субъект и объект, плохое и хорошее) и путём практик ума и тела прийти к пониманию своей тождественности с Абсолютом.  (5)

Двайта-Веданта, в свою очередь, оспаривает подобную формулировку отношений Абсолюта и души, предлагая следующее объяснение: Брахман, с одной стороны, тождествен миру, так как Он является его первопричиной. В тоже время, Он отличен от мира и души, так как всё в мире подчинено Его воле. Тождество (абхеда) – это причинная связь между Творцом и творением, тогда как различие (бхеда) состоит в том, что творение (души и материя) обладает свойствами независимыми и отделяющими их от вечной и чистой сущности Абсолюта-Брахмана.(6, 10)

Философские дебаты между двумя учениями дали основу возникшей позже новой школы мысли, именуемой Говинда-бхашья, основывающейся на философии Ачинтья-Бхеда-Абхеда, согласно которой Абсолют есть не свойство Брахмана, но Брахман есть одно из качеств Абсолюта. Так, сам Абсолют непостижим и стоит выше материи, души и Брахмана. Индивидуальные души, Брахман и иллюзорный мир (материя) рассматриваются как независимые друг от друга элементы-ипостаси Абсолюта. Мир есть проявление воли Абослюта, а каждое из трёх Его качеств не зависит от другого. В «Бхагават Гите» Кришна говорит: «Я (Бхагаван) — основа безличного Брахмана, бессмертного, неуничтожимого и вечного, который есть средоточие высшего, изначального блаженства».(9) Абсолют есть Бхагаван-Творец, существующий сам по себе и для себя. По своей воле он является Брахманом – первопричиной, безличной энергией, основой мироздания. Также Абсолют есть та самая «путеводная звезда» — Параматма (Бог в душе каждого живого существа). (7)  В контексте взаимоотношений души и Абсолюта, Абсолют проявлен в душе и является её причиной, но тем не менее, душа сохраняет независимость от Абсолюта. Независимостью душа обладает по воле Всевышнего. Создатель, по своему подобию, наделяет душу волей. Отделение от своего примордиального состояния – Брахмана – есть проявление воли души, которая нисходит в мир материи с тем, чтобы уподобиться Богу – творить и создавать.(9) Другими словами, Творец собственной волей наделяет нас своими качествами, которые, в рамках ограниченного мира материи, проявлены лишь в ограниченной мере.

Вера

Различные древние школы мысли дают разное объяснение отношениям между душой и Абсолютом. Согласно одной точке зрения, Абсолют есть источник блаженства и гармонии, прийти к которому можно путём самопознания, так как природа души идентична природе Абсолюта. С другой точки зрения, Абсолют и душа обладает как схожими, так и различными качествами. Иная же философия ставит Абсолют выше души, но подчеркивает, что по воле Абсолюта душа подобна ему в возможности волеизъявлять.

Если путём познания мы можем постичь свою идентичность с Абсолютом, то какой валютой мы должны расплатиться, чтобы постичь Того, кто стоит выше материи, Брахмана и нашей души? Как познать Того, Кто является причиной первопричины, существует сам для себя и по себе, проявляет абсолютную волю, благодаря которой существуем мы и этот мир? Единственной платой Тому, чья воля абсолютна, может быть лишь полное предание Его воле.

Так, преданность диаметрально противоположна познанию. Познание – есть инструмент интеллекта, способный охватить реальность. Преданность лишь принимает реальность как данное. Разум может понять, но не может испытать. Преданность не может понять, но может испытать. Это выбор, который стоит перед каждым из нас.(8) Человек может быть предан лишь тому, что трогает его сердце, и мы не можем «практиковать» преданность, ибо она не подвластна нашему разуму. Преданность есть главный признак любви. Если говорить о преданности Абсолюту, то валютой может быть лишь абсолютная, бескомпромиссная любовь. Она ставит идею Бога-Абсолюта выше идеи Брахмана-Абсолюта. Как за более дорогую валюту мы можем купить более дорогой товар, так  преданность дарует отношения с Абсолютом, тогда как познание приводит нас лишь в соприкосновение с Брахманом –  ипостасью Абсолюта.

 

«Я – Бог» или «Я и Бог»?

 

Наша душа обладает качествами Абсолюта, но в количественном отношении душа бесконечно мала по сравнению с Абсолютом. Природа взаимоотношений между бесконечно большим и бесконечно малым непостижима. Но такие отношения возможны для души лишь посредством ее предания Богу, основанному на чувстве любви.(9) Такое предание называется Бхакти-йогой, что переводится как «йога любви». Общеизвестная концепция йоги Патанджали приводит нас к осознанию природы своей души, однако ее потенциал раскрывается не полностью. Мы познаем вещество, из которого сделана душа, но не познаем предназначения самой души. Бхакти-йога затрагивает глубокие сферы отношений Творца и Творения, подобия и абсолютизма, которые представлены во многих философиях древнего Востока и современности. Бхакти-йога также является высшей ступенью самопознания. Традиционная йога Патанджали раскрывает нам суть материального мира и природу нашей души, тогда как Бхакти-йога переводит на уровень взаимоотношения с Абсолютом. Развитие – есть естественный путь для любого живого существа. Путей развития бесчисленное множество, и споры о том, какой путь является наиболее правильным, не утихает и по сей день. Философия Ачинтья-Бхеда-Абхеда берет свое начало из традиционных школ мысли, на которых основывается вся теоретическая и духовная составляющая йоги, но даёт миру новое представление о природе взаимоотношения Творца и Творения, ставя во главу угла любовь и предание идеалу – Абсолюту. Так, учение йоги, словно редкий бриллиант, при ближайшем рассмотрении способно засиять новыми гранями, затрагивая самые тонкие реалии мироздания и отвечая на самые безумные вопросы наших ума и души.

 

 Алина Лиоли

 

 

1) Книга бытия 1:27
2) Православие и современность: Газета “Православная вера”, № 17 (445), август, 2011 г.
3) Yogainternational.com. “Who is God according to Yoga”
4) Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.
5) Dazey, Wade H. (1993), «The Role of Bhakti in the Daśanāmī Order»,
6) Новейшая философская энциклопедия ras.ru
7) Agrawal М. М. The Philosophy of Nimbärka. Agra, 1977.
8) sadhguru.org, “Bhakti Yoga“ – the Nature of Devotion”
9) Бхагавад-Гита как она есть‎ > ‎Глава 14‎ > ‎ Текст 27
10) Новейшая философская энциклопедия ras.ru




Return to Top ▲Return to Top ▲