• +7 903 193 11 00; isoul@isoulclub.ru
  • 7:00-23:00

Основы Аштанга Йоги

Среди всех систем Хатха йоги, Аштанга Виньяса йога является, пожалуй, самой систематизированной и строгой. Появившись как самостоятельная дисциплина лишь в начале двадцатого века, Аштанга йога берет свое начало в древнем знании, передаваемом из уст в уста по цепи преемственности учителей.

Статья, представленная вашему вниманию ниже, объясняет важнейшую санскритскую терминологию и систему, по которой выстроена практика Аштанга йоги, а также причину, по которой йога, ведущая ученика от развития своего тела к просветлению, согласно учению Аштанга Виньяса должна быть дисциплиной строгой и последовательной.

 

Аштанга Йога

 

__

Основные принципы Аштанга йоги сформулированы мудрецом Вамана Риши в «Йога Корунте» – древнем писании, где наряду с философией содержатся и описания различных групп физических упражнений – асан, и исключительные наставления к выполнению более тяжёлых техник: виньясы, дришти, бандхи и мудры. В начале 1900х годов духовный учитель Рама Мохан Брахмачари передал знание «Йога Корунты» одному из своих наиболее одарённых учеников — Шри Т. Кришнамачарье, который впоследствии стал учителем Паттабхи Джойса – всемирно известного мастера, «отца» Аштанга йоги. Так, получив в 1927 году сокровенное знание, Паттабхи Джойс с 1948 года обучал мастерству Аштанга йоги в своём Йога Шала – исследовательском институте Аштанга йоги, расположенном в Индийском Штате Майсор, строго сохраняя священные традиции практики, установленные в данной Гуру Парампаре (Цепи преемственности духовных наставников).

«Аштанга йога» дословно переводится, как «восьмиступенчатая йога». Связано такое название с тем, что по определению мудреца Патанджали, написавшего Йога Сутры, путь внутреннего очищения, увенчивающийся раскрытием своего истинного «Я», состоит из восьми духовных практик. Аштанга Йога

Восемь ступеней – основополагающий принцип развития любой практики йоги, однако следует понимать, что йога многогранна, и нет одного единого понимания, одной единственной истины, одного учения. Различные направления йоги расставляют акценты на тех или иных аспектах практики согласно своим философским воззрениям и целям. Так, Кундалини йога акцентирует внимание на поднятии энергии, Враджа йога уделяет особое внимание вытяжению и расслаблению, а практика Йога Нидры основана на глубокой медитации.

Согласно учению Аштанга йоги, первые четыре ступени – яма, нияма, асана и пранаяма – считаются внешними очистительными практиками. Паттабхи Джойс наставляет: ошибки во внешней практике исправимы, тогда как ошибки во внутренних очистительных практиках – пратьяхаре, дхаране и дхьяне – неисправимы, и если ученик не следует оригинальному методу Аштанги йоги, то они способны нанести вред неокрепшим телу и уму ученика. Именно поэтому необходимо понимать тонкости внешних практик и доводить до совершенство свое владение ими, прежде чем переходить к более тонким и сложным ступеням йоги.

 

Аштанга Йога

 

Методологической основой Аштанга йоги непременно являются принципы классической йоги Патанджали, но Аштанга предлагает строго систематизированный подход к учению. Практикующему необходимо знать, что «йога» в первую очередь означает «управление умом». Первые два шага на пути управления умом – беспрекословное следование нравственным предписаниям, Ямам и Ниямам (подробнее, Вы можете прочитать тут: http://isoulclub.ru/blog/printsip-ahimsy-absolyutnoe-nenasilie-ili-otreshyonnost/). Однако следует понимать, что следование первым ступеням неосуществимо до тех пор, пока тело и органы чувств слабы и подвержены влиянию внешних раздражителей. В этом отношении Аштанга йога  бескомпромиссна: ученику необходимо начать путь практики с развития своего тела – практики асан, чтобы сделать тело сильным и здоровым. В здоровом теле органы чувств находятся в состоянии покоя, и благодаря этому практикующему легче контролировать и успокаивать ум. Лишь обретя контроль над умом, ученик может перейти к постижению двух «первых ступеней» – Ямы и Ниямы.

Чтобы правильно выполнять асаны, необходимо использовать навыки виньясы и тристханы. Виньяса есть система дыхания, сопряжённого с определёнными движениями. Каждому движению соответствует один вдох или выдох. Например в наборе асан Сурья Намаскар девять виньяс: первая виньяса – вдох во время поднятия и соединения рук над головой; вторая – выдох при наклоне вперёд, когда руки необходимо опустить на уровень пят, и так далее. Метод Аштанга йоги подразумевает строгое соблюдение всех предписаний. Виньяса необходима нам для очищения внутренних органов. Слаженность дыхания и движений при выполнении асан согревает и очищает кровь, способствуя ее свободной циркуляции в теле. Чем быстрее циркулирует кровь, тем меньше боли в суставах, к тому же быстро циркулирующая кровь выводит из организма токсины и избавляет внутренние органы от болезней. Виньяса создаёт и поддерживает в теле необходимый жар, из-за которого потовые железы работают интенсивней и из организма выводятся загрязнения. Так наше тело становится здоровым, лёгким и сильным. Тристхана – принцип соединения трёх «точек внимания и действия»: позы, дыхания и концентрации на определенном объекте.  Все три аспекта играют ключевую роль в практике йоги и лишь слаженная работа всех трёх точек способствуют очищению на уровне тела, нервной системы и ума (очищение необходимо, ибо в любой деятельности человека все три уровня находятся в постоянном взаимодействии). Добиться результата в йоге согласно учению Аштанги возможно, лишь когда каждая из точек работает правильно и взаимодействует с другими без сбоев. Аштанга Йога

Поза

Очищение и укрепление тела начинается с правильного выполнения асан. В Аштанга йоге асаны разделены на шесть серий: Начальная серия – Йога Чикитса -– обезвреживает и выравнивает тело. Средняя серия – Нади Шодхана – очищает нервную систему через открытие и очищение энергетических каналов. Продвинутая Серия – Нади Содхана состоит из четырёх ступеней, где все четыре направлены на объединение физической силы и отточенности взаимодействия тела, дыхания и мысли, что требует высшей степени смирения ума и гибкости тела.

 

Аштанга Йога

 

Важно понимать, что в практике йоги, чтобы перейти на следующий уровень, необходимо достичь мастерства на предыдущем. Без серьезных усилий и почтения к практике Ямы и Ниямы, практика асан не принесёт должных плодов. Что же касается ежедневной практики асан, очень важно точно следовать порядку, так как каждая поза является приготовлением к следующей, создавая и развивая необходимые для следующей позиции силу и баланс.

Дыхание

Дыхание, основанное на Виньясе, называется Уджая – «дыхание победителя». Вдох – пурака – и выдох – речака – должны оставаться размеренными и спокойными, не превышая друг друга по длительности и интенсивности. С течением времени как длина, так и интенсивность вдоха и выдоха должны возрастать наряду с растяжением и силой мышц и гибкостью суставов. Длительность дыхания разжигает внутренний огонь и очищает нервную систему, успокаивая органы чувств.

 

Аштанга Йога

 

Бандхи – самые важные составляющие дыхательный техники уджая. Бандха означает «замок» или «печать». Цель практики удержания бандхи – открыть энергию праны и направить её в 72 000 энергетических канала тонкого тела — нади. Мула Бандха – первый и важнейший из замков. Создаётся он «удержанием» или «сжатием» мышца тазового дна. Замок Удьяна Бандха – напряжение и сжатие нижних мышц живота. Оба замка «запечатывают» и сохраняют энергию, дают телу лёгкость, силу и здоровье, которые необходимы для поддержания в теле внутреннего огня. Мула бандха – «корневой замок» – удерживает прану внутри, а удьянабандха направляет энергию к верхним центрам тела по каналам нади. Следующий по важности «замок» – Джаладхара Бандха – горловой замок, который, благодаря позиции головы и дришти (пристального взгляда, сфокусированного на одной точке), может возникать сам по себе во время выполнения различных асан. Этот замок удерживает энергию праны и противостоит нарастанию давления в голове, возникающего во время задержек дыхания. Без контроля над замками, дыхательные практики не будут правильными и асаны не принесут никакой пользы.

Внимание

Дришти – взгляд в одну точку, когда внимание сфокусировано на каком-то объекте, – необходим для правильного выполнения асан. Существует девять различных точек концентрации внимания, например, концентрация на кончике собственного носа, взгляд в межбровье, на пупок или большой палец руки. Практика дришти успокаивает и очищает ум от волнения. Во время удержания асаны, ум должен быть сфокусирован на дыхании и соблюдении дришти, тогда получится достичь состояния глубокого сосредоточения, которое прокладывает путь для практик Дхараны и Дхьяны – шестой и седьмой ступени Аштанги йоги.

Обучение пранямам (последним из четырёх внешних очистительных практик: яма, нияма, асана и пранаяма) можно начать после того, как ученик освоил асаны и с лёгкостью их выполняет согласно всем предписаниям. Пранаяма означает «принимать силу жизненного ветра» путем правильного выполнения речаки (выдох), пураки (вдох) и кумбхаки (задержка дыхания). Только эти кирьи, практикуемые в сочетании с тремя бандхами (напряжениями мышц, замками) согласно всем предписаниям, приведут к правильной практике пранаямы. Практикуя асаны на протяжении многих лет с правильным исполнением виньясы (дыхание) и триштаны (концентрация внимания), ученик достигает необходимых ясность ума, спокойствия тела и чистоты нервной системы, для того, чтобы начать предписанную практику пранаямы. Благодаря пранаяме, ум удерживается в одном направлении и следует за дыханием. Пранаяма создаёт основу для внутренних очистительных практик Аштанга йоги.

 

Аштанга Йога

 

Четыре внутренние очистительные практики Аштенги – Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи – приводят ум в полностью подконтрольное состояние. Когда очищение заканчивается и Вы обладаете исключительной властью над своим умом, шесть видов яда, окружающих Ваше сердце – кама (желание), кродха (гнев), моха (наваждение), лобха (жадность), матсарья (лень) и мада (зависть) – уйдут один за другим, открыв взору природу Вашего истинного, неотличного от вселенной «Я». Правильная и прилежная практика Аштанга йоги под руководством учителя «с приглушенным умом, освобождённым от влияния внешних и внутренних чувств» приводит практикующего, в конечном счете, к полной реализации восьми ступеней йоги Патанджали. Аштанга Йога

___

Данную статью можно рассматривать как руководство к практике Аштанга Виньяса йоги. Автор объясняет основные аспекты и правила практики первых ступеней йоги, освоение которых приводит ученика на путь к просветления. Аштанга предполагает самодисциплину и не дюжее усердие, ибо лишь путем стараний мы можем обрести высшее из благ, которые доступны практикующему йогу.

Необходимо понимать, что тело, чувства и ум есть инструменты в руках практикующего, и надлежащее обращение с ними – основа для дальнейших, духовных практик, последних ступеней йоги Патанджали.

 

Перевод:  АлинаЛиоли

Оригинал статьи тут




Return to Top ▲Return to Top ▲