• +7 903 193 11 00; isoul@isoulclub.ru
  • 7:00-23:00

Об этом (секс и йога)

Секс и йога.

Секс и йога. Не пришла ли пора поговорить «об этом»?

Секс… Как много его стало в современном мире. Секс повсюду – на экранах телевизоров, на страницах журналов, в интернете. В век информации сексуальные отношения находятся в свободном доступе и секс больше не является «тайной за семью печатями» – о нём говорят, его обсуждают, его показывают и его восхваляют. Об этом больше не запрещено упоминать в масс медиа, никто не стесняется делиться сексуальным опытом с друзьями. Избегать данной темы – вот что считается странным в современном обществе. Не говоришь? Значит у тебя проблемы со здоровьем, комплексы, значит нет любви, значит ты какой-то не такой – с изъяном и странностями.

В общем, время, в которое мы живём, определено преклонением перед сексуальными отношениями. Сексуальная революция, пришедшая к нам с развитием и популизацией контрацептических препаратов, сделала из «секса ради зачатия» «секс ради удовольствия», и это во многом сформировало культуру современного общества, где на пьедестал возвели не Творца, а Адама и Еву, слившихся в страстных объятиях. Давайте же рассмотрим сексуальные отношения с позиции йоги.

Учение йоги прокламирует духовное развитие через отказ от отождествления себя с телом. Йога учит: «Действуй для души, а не для тела». Получается, что путь йоги ведёт в сторону, противоположную плотским удовольствиям. Возникает вопрос: насколько возможен подобный отказ в условиях современности, где принципы и нормы морали искажены и далеки от древних представлений о благости? Этот вопрос, действительно, очень сложный. С одной стороны, почти каждый из нас понимает, что половые отношения – есть неотъемлемая часть нашей жизни, наших семейных и любовных отношений, нашего досуга. Для большинства отказ от секса нереален. Более того, с точки зрения медицины и психологии, отказ от сексуальных отношений пагубно влияет на физическое и моральное состояние человека. С другой стороны, многие люди чувствуют, что сексуальные отношения являются препятствием на пути духовного развития. Да что говорить о духовном развитии, если даже в повседневной жизни мы всё чаще замечаем, насколько подменены нынче идеалы семьи, любви и верности чем-то суррогатным, навязанным нам сексуальными образами рекламы и кинофильмов. Что же говорит йога? Что есть «путь йоги» в контексте сексуальных отношений?

Секс и йога.

Чтобы ответить на данный вопрос, давайте обратимся к авторитетному мнению того, чья мудрость в силах развеять мрак над «болотом» столь сложного вопроса. Шри Ауробиндо – знаменитый йогин, революционер и философ Индии, хоть и освещал этот вопрос еще в самом начале двадцатого столетья, – видел корень проблемы и нам его наставления показались крайне актуальными и по сей день. В книге «Взгляд Шри Ауробиндо на важнейшие жизненные проблемы» приводится замечательное объяснение, записанное в форме диалога с Гуру, в котором говорится, под каким углом стоит смотреть на сексуальные отношения всем, практикующим йогу.

 


 

Вопрос: Знаменитый французский писатель Бальзак считал, что потворство своим сексуальным желаниям негативно сказывается на умственной деятельности человека: «Гений должен быть фригиден. Гений, пытающийся прожить обе жизни: жизнь ума и жизнь любви, умирает смертью Рафаэля и Лорда Байрона». Хэвлок Эллис — основоположник сексологии, утверждал, что для повышения умственных и художественных способностей необходимо сдерживать сексуальную активность: «Мозг и половые органы – есть самые рьяные соперники за право использовать жизненную энергию. Антагонизм ложится в основу взаимоотношений между предельной энергией ума и предельной энергией половых органов, даже если учитывать, что их влияние на личность зачастую имеет попеременный характер».

Мы можем найти подтверждение данным словам в описаниях жизни великих гениев музыки – Бетховена и Моцарта, в чьих жизнях сексуальная индульгенция играла намного меньшую роль, чем в жизни обычного человека. Может ли это означать, что удержание сексуальной энергии – есть путь к более возвышенной жизни? Насколько оправдано такое мнение? Секс и йога.

Ответ: Да, это действительно так. Сексуальную энергию можно контролировать и направлять не просто на удовлетворение плоти, но на творческую, созидательную и интеллектуальную деятельность. Полностью контролируемая сексуальная энергия имеет потенциал стать духовной энергией. Это широко известно со времён древней Индии, и по сей день брахмачари (ученик духовного учителя, давший обет безбрачия и воздержания на время своего ученичества) преобразовывают энергию Рета  в энергию Оджи.  Рета –  энергия, которая содержится в физической субстанции – мужском семени – и она имеет два действия: первое – репродуктивное, второе – является начальной жизненной энергией человека. Воздерживаясь от полового акта, Вы удерживаете семя внутри и в последствии энергия Рета становится энергией Оджи. Для начала необходимо разобраться с санскритскими терминами, которые помогут больше понять смысл практики воздержания, которой следуют все брахмачари.

  • Ретаэнергия семени, начало жизненной энергии;
  • Тапаэнергия, подобная жару, который ощущается в теле во время медитации;
  • Теджаэнергия света, который возможно увидеть, обратив свой взор внутрь;
  • Видьятэнергия, струящаяся по всему телу во время йогических практик. По ощущениям схожа с зарядом тока;
  • Венец практики воздержания – энергия Оджаэнергия духа, когда практикующий «чувствует» истинного себя – себя как часть всего Творения, всей Вселенной.

Вопрос: Каков процесс перехода Реты в  Оджу?

Ответ: В первоначальной физической субстанции скрыта энергия Рета, которая есть как основная жизненная сила самого человека, так и сила, дающая жизнь его потомству. В этой первоначальной форме энергии в скрытой, непроявившейся форме находятся последующие три: жар (Тапа), свет (Теджа), заряд (Видьят).  Рета может либо быть физически израсходована, либо сохранена. Страсть, похоть и желание растрачивают энергию, как бы расплёскивая её в грубом, физическом смысле, и человек теряет её в сублимированной тонкой форме. Самоконтроль, во-первых, сохраняет и преумножает энергию Рета, во-вторых, приводит к накоплению и переизбытку энергии и потребности выплеснуть энергию в трансформированной форме. Секс и йога.

  1. Переизбыток энергии Рета, к которому приводит половое воздержание, трансформируется в жар – Тапу, который является источником духовной силы. Именно по этой причине аскетизм на санскрите обозначают словом тапас или тапасья;
  2. Далее энергия переходят в состояние света – Теджи, которым практикующему озаряется путь к духовному знанию;
  3. После Теджи энергия трансформируется в Видьят – силу, подобную электричеству, которая есть сила действия как интеллектуального, так и физического – действия не безрассудного, как это было в момент, когда практикующий находился под властью половых инстинктов, но действия осознанного и «свободного» от мирских страстей.

В энергии Видьят скрыта энергия Оджа — первичная энергия, происходящая из эфира. Так Рета, перешедшая в состояние Видьят, имеет потенциал стать энергией Оджа, наполнив практикующего физической силой, энергией и силой ума. Приняв форму Оджа, энергия поднимается в высшее центры тела и наполняет его самой тонкой материальной энергией, которая по своим свойствам граничит с самим духом. Оджа – это материя, из которой соткана духовная сила человека – Вирья. С помощью Оджи человек достигает вершины духовного знания, обретает веру и высшую форму любови – все силы своего духа. Приняв обет брахмачари, через сохранение и преумножение всех форм энергий практикующий добивается наивысшей духовной реализации и контроля над телом, сердцем и духом.

Вопрос: Многие видные деятели науки и великие умы верят, что длительное половое воздержание, означающее сублимацию сексуальной энергии, опасно и может привести к различным формам физических недугов, проблемам с нервами, психическим расстройствам и разным формам сексуальных извращений. Рене Гийон (RenéGuyon — 27 May 1876 — 1963) — автор знаменитого труда по сексуальной этике, подчёркивает: «При насильном подавлении либидо, когда импульс его находится в искусственно задавленном состоянии,  возникает необходимость найти другой путь для выплеска накопленной энергии… Зачастую компенсация не оказывается полезной, стоящей того или достойной восхищения. Она имеет вредные и разрушительные для личности последствия». Насколько такое утверждение верно?

Ответ: То, что сексуальная энергия, подавленная насильно, находит другой выход и в результате может привести к серьёзным нарушениям в организме человека – есть основа медицинской теории, оспаривающей сексуальное воздержание. Однако, проблемы могут возникнуть лишь в трёх случаях: либо в случае скрытого потворства извращениям, пришедшим на смену нормальной сексуальной активности; в  случае снисхождения к извращениям, вошедшими в жизненный уклад в форме фантазий, мечтаний, наполняющих наши мысли; если сексуальное подавление, или наоборот, сексуальное действие совершается в рамках некого оккультного обряда, заменяющего истинную духовность. Искренний порыв усмирить свою плоть ради духовного просветления никогда не принесёт вреда.

Вопрос: Система психоанализа Зигмунда Фрейда объясняет большое количество физических и психических расстройств подавлением сексуального желания.  Насколько справедливы данные выводы? Секс и йога.

Ответ: Психоанализ Фрейда рассматривает определенную часть человеческой природы — самую темную, наиболее опасную и нездоровую. Его внимание приковано к самому низкому уровню человеческого подсознания, изолирует некоторые почти болезненные его проявления и приписывает ему значение, неимоверно раздутое по сравнению с его реальной ролью в природе. Современная наука находится ещё  в младенческом состоянии – она спешит, возится и смешивает несовместимое, подобно младенцу, играющему с песком. Как и любая молодая наука, учение Фрейда проявляет универсальную привычку человеческого ума принимать частичную и локальную истину за общую. Она неуместно обобщает и пытается объяснить безграничную природу своими узкими терминами. Преувеличение важности подавленной сексуальной энергии является опасной ложью, оказывающей негативное влияние и, как правило, загрязняют ум ещё больше чем прежде.

Оригинал беседы смотрите в статье  «Integral Yoga of Sri Aurobindo & The Mother»

Подобным образом, Шри Ауробиндо отвечает на вопросы своего собеседника, касающиеся должного отношения к сексуальным взаимоотношениям тех, кто встал на путь духовного просветления. Не оставляя пространства для спора, Гуру утверждает, что воздержание – есть прямой путь к просветлению, и что сексуальная энергия – жизненно необходимый источник сил – также скрывает в себе потенциал стать источником творческого и духовного вдохновения. Как же нам, практикующим йогу в условиях современного мира, наполненного образами сексуальности, следовать советам философа? Секс и йога.

 

Секс и йога.

 

Следует понимать, что обет брахмачари, который упоминает Шри Ауробиндо, есть строгая практика духовного развития, практически монашество. Данный путь не подходит всем и каждому, тем более западному человеку в современном мире. Воздержание – есть не самоцель, а способ, и воздержание не должно быть насильственным – к нему нужно прийти осознанно. Йога учит контролировать свой ум, превозмогать власть низменной биологической природы и инстинктов над своей жизнью. Йога учит умеренности и сдержанности как в жизни в целом, так и в сексуальных отношениях в частности.

Умеренность в своих предпочтениях, в своих мыслях, в партнере – вот должное отношение к сексуальной активности. Необходимо ограничивать сексуальное общение, которое включает не только половой акт, но  и флирт, шутки на сексуальную тематику, физическую близость, теми, с кем Вы состоите в официальных отношениях. Необходимо быть очень осторожным в сексуальном выборе, следует избегать разврата, ибо мы не можем считать себя полностью здоровыми людьми, покуда мы нездоровы сексуально. Путь йоги очень личный. Тут нельзя мерить всех одним мерилом, тем более что йогу практикуют люди различных культур, национальностей, возрастов и различного уровня осознанности. Важно иметь ориентир и отличать истинное от ложного, полезное от пагубного. Во наше время, когда истинные ценности подменены, важно иметь идеал, ведь именно идеал определяет уровень жизнь и осознанности человека.

 

 

Алина Лиоли

 




Return to Top ▲Return to Top ▲