• +7 903 193 11 00; isoul@isoulclub.ru
  • 7:00-23:00

Мир иллюзий

В предыдущих статьях мы не раз затрагивали тему иллюзорности этого мира – мира, сотканного из материи. Мы – души, облечённые в телесную оболочку, – пребываем в состоянии угнетённого сознания, находимся под влиянием ума, мечущегося в бесконечном потоке инстинктов, эмоций, чувств и мыслей. Наша реальность – окружающий нас мир физических объектов, – воспринимается нами через призму ощущений. Йога провозглашает, что этот мир материи – низший мир, а высшим является мир чистого сознания, в котором всё есть свободные частицы единого целого, существующие в состоянии постоянного покоя и блаженства единения. Мир иллюзий.

 

Мир иллюзий

 

Всё это звучит просто прекрасно, и обсуждалось уже не раз («Я – БОГ» ИЛИ «Я И БОГ»? и ЛЕСТНИЦА В НЕБО), однако возникает вопрос:  что есть иллюзия и что есть материя, из которой соткана привычная нам реальность? В этой статье мы рассмотрим определения и попробуем провести аналогии между восточными и западными толкованиями понятиями «материя».

Материализм vs Идеализм

«Материя» есть камень преткновения двух основных парадигм западной философской мысли. Именно на различном толковании этого понятия основывается многовековой спор между двумя фундаментальными направлениями философии: материализмом и идеализмом. Материализм является философской базой «научного познания», определяя материю как первоначало, объективную подразумевает второстепенную роль материи, уступая первенство идеям (да, да! идеализм от слова «идеи», а не «идеал»)

Наука, уходящая корнями в материалистическую философию, предлагает ёмкое объяснение материи как совокупности всех наблюдаемых объектов, всех предметов окружающего мира в их бесконечно разнообразных формах и проявлениях(1).  Так, материя имеет три структурных уровня (элементарные частицы и молекулы; живая природа; вселенная), которые вечны во времени и бесконечны в пространстве.  Главным же её признаком является нескончаемое движение во времени и пространстве (2). Так, материализм характеризует материю как первопричину всего сущего, где идеалистические термины, которыми смело оперирует йога, такие как  «сознание», или, скажем, «воля», являются лишь её производными. Обоснованием  тому служит постулат, который гласит, что никакое понятие не может существовать само по себе, и каждому понятию, в том числе и человеческому разуму, всегда присущи некие материальные образования.

Такое восприятие мира противоположно философии идеализма, согласно которой над материей главенствует дух, и идеалистические понятия (идеи) являются не результатом взаимодействия материальных объектов, а первопричиной материи (3). В такой интерпретации внешний мир есть лишь «отпечаток ума», а объекты внешнего мира в первую очередь есть идеи, которые существуют лишь пока существует воспринимающий. То, что мы называем реальностью, является лишь проекцией ума, тогда как подлинная реальность лежит за гранью нашего восприятия и является мыслью или деятельностью некого Абсолюта(9). В толковании идеализма бытие может быть только осознанным, так как мир подобен тёмной комнате, в котором предметы становятся видимыми лишь при включении лампочки, коей является наше сознание.

Так или иначе, материализм и идеализм вертятся вокруг одного единственного вопроса: «что есть первопричина?»  Иными словами, приверженцы материализма считают, что источником сознания и критерием правильности суждений о мире является знание, основанное на чувственном опыте (опыте, полученном из соприкосновения с физическим миром), тогда как последователи идеалистических направлений философии полагали, что источник материи есть идея, которая происходит из некой высшей реальности, «пространства вне нас», которое невозможно охватить ограниченным умом.

Идеализм и материализм – несовместимые, враждебные друг другу направления, определяющие, основные линии в философии и дающие начало всем последующим течениям, которые либо находят новые интерпретации фундаментальным понятиям, либо колеблются между материализмом и идеализмом, пытаясь найти компромисс (11). С точки зрения материализма, идеализм противоречит науке. С точки зрения идеализма, материализм пренебрегает зависимостью объекта познания от сознания познающего, лишь в рамках которого возможно определение объекта.

Йога, несомненно, придерживается идеалистического объяснения материи. Сам же классический идеализм, представленный немецкой школой, своими онтологическими основами тесно связан  с Ведами – источником «йогического» знания. Именно поэтому стоит более подробно разобрать идеалистическое объяснение материи на примере «Трансценденциального Идеализма» Эммунила Канта и сопоставить его с древнеиндийским описаниям материи.

Вещь-в-себе

Вещь в себе. Мир иллюзийЭммануил Кант – один из отцов основателей идеализма, предлагал следующую точку зрения: все предметы, которые мы наблюдаем во внешнем мире, есть явления, обусловленные нашим умом,  и не имеющие существования вне нашей мысли. Однако мысль наша формируется тремя факторами (феноменами познания): чувственным опытом, пространством и временем, и когнитивной способностью ума наделять пустую оболочку предметов каким-либо смыслом (4). Так, по Канту, мир был некой реальностью, лежащей за гранью человеческого познания, которую человек мог познать лишь с помощью опыта, но которая сама по себе являлась феноменом, независимым от сознания – «Вещью в себе».

То, что мы видим, не есть сущее, но лишь отражённая в нашем восприятии реальность. Отражение сформировано нашими ощущениями, меняющимися в пространстве и времени и наделёнными неким смыслом благодаря нашему уму. Реальный же мир существует вне нашего ума, он самодостаточен и является бытиём-для-себя (5). Таким образом, идеализм, представленный Кантом, утверждает, что материя есть производная нашего сознания, сформированная умом и обусловленная временем и пространством.

Для большего понимания идеи Вещи-в-себе, давайте обратимся к примеру из реальной жизни. Так, чувственное восприятие здорового человека  можно противопоставить  восприятию человека, слепого от рождения. Для первого любой предмет определён цветом, а для второго понятие «цвет» не существует вовсе. И сколько бы часов Вы не потратили на объяснение явления разложения света в спектр вследствие дисперсии, даже самый умный слепой не поймёт Вас. Если материалистическая точка зрения утверждает,  что цвет  реален и независим от субъекта, то идеалисты уверяют, что цвет существует только для зрячего, тогда как в «реальности слепца» цвета нет вовсе и даже если и есть какое-то объективное понятие цвета, то оно лежит за гранью нашего восприятия и является Цветом-для-себя.

Древнеиндийские писания объясняют материю с точки зрения, тесно соприкасающейся с понятиями идеализма, и приводят немало красивых метафор и определений материи, в глубинной сути которой можно найти соответствие с идеей Вещи-для-себя. Мир иллюзий.

Материя с точки зрения Вед

В индийской философии существует понятие «Майя» – энергия Абсолюта, которая словно пеленой застилает глаза смотрящего на мир, скрывая истинную природу мира и создавая видимость его многообразия (6). Творец  есть абсолютное сознание, а Майя – энергия Абсолюта, создающая иллюзию для индивидуального сознания, человека. Майя реальна и вечна, как и сам Творец, ибо является его силой. Она создаёт иллюзорный мир, в котором всё конечно и изменчиво во времени и пространстве. Мир, созданный иллюзией, материален и противопоставляется объективной реальности, обители Абсолюта, ЭкамСат,एकम्सत्, что буквально означает «единственное бытие». В двенадцатой книге Шримат Бхагаватам говорится:

 «Я воздаю хвалу Всевышнему, Кто проявляет три свойства природы и направляет их….

…От первых состояний непроявленной Материи возникает первичное вещество. Из этого вещества появляется самость, что делится на три подвида.» (10)

 

Мир иллюзий

 

Согласно писанию, материя есть «тройственная самость», проявленная лишь в сознании субъекта. Любая форма, которую принимает метрия, в той или иной пропорции состоит из трёх компонентов:

  • Твердь, жидкость или газ;

Также, материя существует лишь в контексте восприятия, и воспринимается она также на трёх уровнях:

  • Чувства, элементы природы (земля, вода, огонь, воздух и эфир), предметы восприятия (физические объекты, состоящие из пяти элементов)

Более того, согласно Ведам, сознание субъектав той или иной мере прибывая в одном из трёх материальных состояний:

  • Помрачение, возбуждение и просветление.

Итак, согласно Ведической трактовке тройственность присуща всем трём проявлениям материи: её состоянию, проявлению состояния во вне и способности ума в той или иной степени воспринимать материю.

Первый постулат Вед: «От того, как изменено наше сознание (в основном сознание есть смесь из трёх состояний, и редко встретишь  кто-либо, полностью погружённого в невежество, либо достигшего просветления), зависит то, каким мы видим мир вне себя». Человек – существо довольно разумное, способное к познанию себя, и мир его намного многограннее, чем мир животного, чьё сознание ограниченно властью инстинктов. Например, мир змеи кардинально отличен от мира человека хотя бы тем, что змея «видит» температуру, тогда как человек вообще не обладает инфракрасным зрением. Мы не можем утверждать, что мир, который видит змея менее реален чем тот, что видим мы. Несмотря на то, что человек, наделённый интеллектом, изобрёл приборы инфракрасного видения и открыл для себя мир змеи,  змея в своей реальности по прежнему остаётся субъектом, так как она наделена сознанием, и её мир (который, несомненно, весьма ограничен) есть объект её восприятия, за рамки которого она никогда не выйдет (эволюция за миллионы лет ей так в этом и не помогла). Получается, что окружающая реальность сформирована тем состоянием, в котором находится сознание – более или менее помрачённом или просветлённом. Мир иллюзий.

Второй постулат Вед: «Индивидуальное сознание, окутанное Иллюзией, не способно познать само себя». Наше сознание не осознаёт само себя. Оно лишь воспринимает образы материального мира и идеи мира духовного. Ум подобен вечно смотрящему, но никогда не видящему своего отражения. Именно поэтому Веды приходят к логичному выводу, что любое состояние сознания, и как следствие, любое восприятие внешнего происходит под воздействием некой внешней силы, а не самого сознания. Именно такой силой является иллюзия – Майя. Майя объективна для индивидуального сознания и субъективна для Сознания абсолютного.

Писания словно задают вопрос: Если материя первична, почему столь излюбленный материалистической мыслью «процесс познания», осуществляемый материей-разумом не может познать самого себя? И тут же сами Веды дают ответ:  ибо разум материален и подвластен духу, охватить который он не способен.

Иллюзия – творец материи. Аналогия с Кантом

Майя – материя, а источник её есть абсолютная объективная Реальность. Если сравнивать древнеиндийскую концепцию материального мира с трансцендентальным идеализмом Канта, то мы увидим некое соответствие. Человек видит лишь материю – плоды деяний иллюзии, и потому не может познать природу ее самой. Есть множество описаний Майи, многие из которых соответствуют признакам материального мира, сформулированного Кантом. Так, объект зримого мира – Вещь-для-нас, есть лишь наше восприятие реальной Вещи-для-себя. Восприятие проходит через призму нашего сознания, которое формируется тремя факторами:

  • Внешней средой — пространством и временем;
  • Способностями тела и разума — чувственным опытом;
  • Когнитивностью — способностью сознания наделять объекты чувственного опыта идеями.

В первую очередь, изменчивость материи в пространстве и времени есть основное её свойство, как в обозреваемом объекте, так и в обозревающем субъекте-сознании. В писаниях Панчадасье также говориться:  «Пространство, время и объекты — есть иллюзия, созданная Майей». (8 – 3.36). Также, в Бхагавад Гите говориться:

Потакая ненасытному вожделению, опьяненные гордыней, тщеславием и самомнением, демоны пребывают в плену иллюзии и, очарованные преходящим, вершат свои грязные дела. (7)

 

Мир иллюзий

 

Из  вышесказанного мы выводим три главных определения материи: она иллюзорна, она очаровывает, она «переходящая». Переходящая, значит изменяющаяся в пространстве и времени. Именно изменчивость материи – её главное свойство, и благодаря изменчивости она очаровывает индивидуальное сознание и тянет его в обратную сторону от Реальности.

Что до чувственного опыта, то человек не способен познать саму иллюзию, так как она лежит за гранью логики, однако человек способен почувствовать её проявления – мир физических объектов. Чувственный опыт  сам по себе есть проявление иллюзии, инструмент в руках той, что творит наш мир (8). Так, понятие «эмпирического», основанного на чувственном опыте, подразумевает, что как объект (мир физических явлений), так и процесс познания есть действие иллюзии, которой одурманен смотрящий. Природа иллюзии лежит за гранью понимания, и единственное, что мы можем – «почувствовать» её творение, материю. Мир иллюзий.

Что же касается нашего ума и его способности наделять предметы смыслом, в Панчадасье говорится следующее:  «Проявления Майи бесспорны, и следовательно, мы не можем отрицать её существование. Её невозможно осознать умом и постичь знанием. Она стоит выше них, и с точки зрения абсолютного знания Майа бездействующая, мёртвая материя (8). Иллюзию можно рассмотреть с двух сторон. Со стороны мирского знания она невидима; с точки зрения чувственного опыта она не определяема. Именно поэтому для человека, ограниченного в своём восприятии, то, что она создаёт, есть реальность (8). Состояние «просветления» – есть состояние, в котором индивидуальное сознание ближе всего соприкасается с Абсолютной реальностью, миром «Вещи-для-себя». Однако, наши «способности» – уровень нашего просветления или невежества – есть деяние иллюзии, которая по воле Абсолюта либо приоткрывает нам, либо задергивает перед нами глухую завесу, которую Кант называл Гранью Познания.

Материя первична?

Получается довольно интересна вещь. С точки зрения Абсолютного сознания, мира «Вещи-для-себя», материя вторична, тогда как с точки зрения индивидуального сознания – нас с Вами, материя  первична. Ибо она является  не только тем, что мы видим, но и той, кто решает, что нам видеть.

Второй постулат Вед гласит, что процесс познания, который является основной деятельностью сознания человека, с одной стороны обусловлен материей (ибо не может выйти за пределы той, что определяет его), с другой стороны направлен на материю.  Получается, что для субъекта материя как первична, так и вторична. Веды не отрицают подобного объяснения, однако уточняют, что материя первична лишь по отношению к индивидуальному сознания (10), тогда как по отношению к Абсолютному сознанию материя всегда второстепенна, ибо является его энергией.

 

Мир иллюзий

 

В ведических писаниях Майя описывается не просто как та, что творит материальный мир. Майя  есть сила, под воздействием которой меняется наше восприятие материального мира, и сила эта действует независимо от индивидуального сознания. Любой объект – иллюзия, ровно как и наше восприятие, которое есть та или иная степень иллюзии. Мы можем видеть объекты взором и соотносить их с понятиями разумом, но мы не можем постичь их своим сознанием вне пространства и времени. Согласно Ведам, то, что лежит за гранью материи, может открыться нам лишь по воле Абсолюта, так как иллюзия – его сила.

В заключении

Абсолют, сознание, иллюзия, идеи, материя – всё есть философские понятия, значения которых изменяются в зависимости от парадигмы, согласно которой ведётся толкование. Одним из главных вопросов философии является вопрос отношения духа и материи, идеи и реальности, осязаемого и эфемерного. Согласно материалистической точке зрения, сознание есть производная материи. Идеалисты же объясняют, что материя невозможна без сознания. Ведическая концепция мироздания утверждает власть третьей силы – Абсолюта, по отношению к которому и индивидуальное сознание, и материя вторичны. Если проводить аналогии между Ведической философией и философии западного мира времён Нового Времени, то можно обнаружить идеалистические начала в Ведах и Ведические начала в идеализме. Так, согласно Ведам, иллюзия контролирует сознание, а результатом действий иллюзии является материя. Иллюзия первична по отношению к сознанию, но вторична по отношению к Реальности. Иллюзия – есть просто среда нашего обитания, в которой мы принимаем созданный иллюзией мир материи за реальность. Мир иллюзий.

 

Мир иллюзий

 

Философия пытается объяснить всё это сложными терминами. Философские школы крепко сцепились в извечной борьбе за истину, сталкивая лбом приверженцев различных школ, течений и религий. Но реальность остается всегда где-то за пределами нашего понимания. Она всегда есть и мы чувствуем её присутствие, проводя жизнь в тщетных попытках нащупать её в тёмном лесу вечных вопросов.

 

Может быть, в мире, где всё имеет начало и конец, единственная бесконечная вещь — это поиск?

 

Алина Лиоли

 
1) Большая Советская энциклопедия
2) Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. (1983) Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.
3) Аникеев Н. П. (1965)О материалистических традициях в индийской философии, Стр. 260;
4) Кант И. (1781, издание 1994),Критика чистого разума,Стр. 305—306;
5) Гегель Г. В. Ф (1817, издание 2005) Наука логики. В 3т – Стр. 228;
6) Исаева H. В. Майя, В. С. Стёпин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов, (2010) Новая философская энциклопедия;
7) (БхагавтГита: 16.10);
8) Panchadasi of Sri Vidyaranya Swami (1386-1391) — 3.36,8 – 6.128– 6.130
9) М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина(2004) — Философия: Энциклопедический словарь;
10) ШримадБхагаватам, 12 книга,9 глава, 35 песня;
11) Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. (1960—1970) Философская Энциклопедия. В 5-х т.

 

Мир иллюзий.

 

 




Return to Top ▲Return to Top ▲