• +7 903 193 11 00; isoul@isoulclub.ru
  • 6:30-23:00

Йога – практика многообразия

Основной целью йоги является осознание своей природы – природы человеческого существа. Одно из вариантов слова «йога» – «юджи», переводится,  как «связь» или «единство». Так, йога подчёркивает, что природа человеческой души – быть частью единого целого, а целью практики является осознание единства со всем, что нас окружает. Жизнь человека, существа социального, проходит в тесной связи собществом, в котором каждый занимает позицию личности, воспринимающей мир как нечто отличное от себя самого. Йога же призывает осознать себя как бесконечную часть единого целого, стерев границы между «я» и «не я», в рамках которых мы воспринимаем своё существование, не видя единых истоков, общего настоящего и блаженства грядущего, которые там – в подлинной реальности, сплетены в вечность.

Йога практика многообразия

Манифест йоги – единение. Однако если конечной целью является единение со вселенной, то с чего следует начать нам, обывателям современного мира, увязнувшим в социальных, исторических и политических конфликтах друг с другом? Как стать одним целым со всей вселенной, если мы порой не способны принять даже близких людей? Ответы на эти вопросы даёт учение йоги, практикуя которую Вы встаёте на путь осознанной жизни – жизни в мире единства многообразия, частью которого является наша душа.

 Все конфликты современного мира основываются на непринятии различия, которое, на самом деле, есть основа общества. Доктор Гейл Паркер(2014) – психолог, писатель и инструктор йоги, в своей статье «Йога многообразия» объясняет йогу через концепцию единения, которое должно начаться с принятия, понимания и восхваления различий между людьми.

 

В индийской мифологии встречается описание конфликта между двумя цивилизациями: Сурами и Асурами, отличие которых заключалось лишь в том, что Асуры были «не Суры».  Обе цивилизации, до поры до времени мирно соседствовали, и как это бывает у всех соседей, их интересы частенько как сходились, так и расходились. Однако, ни одна сторона не была заинтересована в объединении и взаимодействии с другой. Так, разногласий становилось больше, чем согласий, различие между ними возрастало с течением времени, пока обе нации не стали диаметрально противоположными – Суры ведическими богами, а Асуры противоборствующей им стороной,  демонами. Так отношения между ними свелись к постоянному состоянию войны.

 

Йога практика многообразия

 

Интересно также, что в Ведах центральную позицию в описании взаимоотношений между Сурами и Асурами занимает противопоставление одной цивилизации другой и описание их различий, но никак не превозношение одних над другими. Стороны, обладающие диаметрально противоположными качествами, основывающимися на дуализме – высшие и низшие, светлые и темные, божественные и демонические, считаются в равной степени значимыми. Асуры описываются как «тёмные существа, демонические по натуре», а Суры как «словно сотканные из света, подобные Богу». Основная сюжетная линия основывается на том, что Асуры изначально не считались демонами и почитались наряду с богами. Однако, с ходом истории различие между цивилизациями возрастало и все закончилось окончательным разладом.

Данный эпос можно воспринимать как концептуальную демонизацию «другого» или «отличного». Мы, современные люди, подобно Сурам и Асурам живём в рамках сложных отношений с «другим» – внешним миром и его многообразием. Мы различны, но не отдельны друг от друга. Мир намного сложнее, чем мы его видим, и в контексте глобализации – формирования мирового сообщества, наше мировоззрение также должно расширяться и становиться глобальным. Мыслительный процесс человека должен измениться и перейти от восприятия собственного мнения как результата совокупности предшествующего человеческого опыта к восприятию собственного мнения лишь в контексте многообразия голосов всех людей, каждый из которых уникален своей одарённостью и тем вкладом, который несет и который должен быть использован, развит и разделен между членами глобального сообщества.

 

Йога практика многообразия

 

Йога предлагает не демонизировать различие, а прославлять его. Одно из значений слова Йога – «единство» – подразумевает единство тела, ума и души. Начиная с объединения дыхания и движения, йога заканчивается объединением души со всей вселенной, через принятие себя частью целого. Так йога приглашает к близости сначала с самим собой и потом с теми, кто отличается от нас и приводит нас к единению со всей вселенной. Йога приглашает вступить в отношения с тем, что мы противопоставляем самому себе – внешним миром, даже если это поначалу может доставить неудобства, ибо мы не воспринимаем себя и других как одно целое: мы не выглядим одинаково, не думаем одинаково, не говорим и не действуем одинаково. Нужно понимать, что мы действительно не одинаковы, но мы есть часть одного единого мироздания. Йога призывает не действовать подобно Сурам и Асурам, кто с течением времени лишь отдалялся друг от друга, но объединиться, чтобы почитать и праздновать многообразие, разделяя друг с другом всё, что нам принадлежит. Йога является практикой, которая учит сердце открыться миру, учит руку отдавать то, что принадлежит тебе, чтобы взамен получить великое благо осознанного единства.

Йога не призывает всех быть одинаковыми. Объединение не должно рассматриваться как подобие. Многогранность невозможна в условиях, когда все одинаковы. Не стоит путать стремления к единству со стремлением быть таким же, как окружающие, ибо последнее имеет негативную природу. «Я хочу быть как все» или «Я хочу, чтобы ты был такой же, как я» – вот природа желания уподобиться, которое на самом деле есть лишь стремление увеличить свою зону комфорта, в которой не будет столь тяжёлых для человека различий. Вы же замечали, что зачастую мы недовольны другими лишь за то, что они не похожи на нас. Подобное отношение негативно и разрушает глубинную связь души со внешним миром. Есть две формы, которые, подобно сосудам, наполняются нашей неспособностью принять различие: недооценка себя по сравнению с кем-то и переоценка себя. Когда мы ставим тех, кто отличен нас, выше себя – мы уничтожаем их. Когда считаем отличие неполноценностью – мы уничтожаем себя. Таким образом, наша неспособность принять различие есть форма насилия, против которой выступает учение йоги.

 

Йога практика многообразия

 

Йога – практика взаимодействия как с другими, так и с собой. Это путь к самому себе, раскрытие того потенциала, что дарован каждому от рождения. С помощью йоги Вы не сможете стать тем, кем Вы не являетесь. Необходимо нацелиться на совершенствование тех даров и талантов, которыми Вы были вознаграждены с рождения. В отношениях с другими Вы должны замечать, принимать и восхвалять то, что каждый человек несёт в себе. Таким образом каждый из нас уже является тем, кем он должен, может и хочет стать, необходимо лишь открыть сердце – принять окружающих и научит свою руку отдавать то, что Вам принадлежит: таланты, интересы, опыт и все остальное.

В обществе, где ценят различие и многообразие, всё, что дано каждому его члену равно принадлежит всему обществу. Подобный обмен становится опорой и ведёт к процветанию. Ни одна личность не способна в одиночку послужить опорой полноценному и здоровому обществу, потому что природа общества такова, что оно нуждается в постоянном взаимодействии и обмене между его членами. Только в таких условиях возможно  развитие, рост и создание новых условий. По подобным законам взаимодействует вся вселенная, в которой всё принадлежит всем, и ничто не может принадлежать только одному.  Так, согласно йоге, для личного развития необходимо принять принцип взаимообмена.

 

Принимай, Восхваляй и празднуй многообразие

Каждый из нас подобен распускающемуся бутону цветка – в каждом из нас от рождения заложена красота и сила жизни. Йога учит узнавать и взаимодействовать с тем даром, что скрыт внутри, тем опытом и потенциалом, что мы не можем разглядеть в себе до тех пор, пока бутон не раскроется. Делиться тем, что имеешь,  дарует возможность пробудиться к реальности, так как в обмен на то малое, что мы отдаём, мы получаем большее, чем мы сами – всю вселенную. Через процесс самоотдачи мы открываем силу и связь с другими.

 

Йога практика многообразия

 

Мы не должны отрицать различие, так как непринятие означает демонизацию отличного. Наши отличительные черты – это то, что делает нас особенными. Мирское прошлое, настоящее и будущее людей может быть различно, но мы все разделяем общую судьбу человечества. Признание различий не должно разделить нас, но помочь нам развивать более тесные связи посредством взаимного понимания и уважения. Различия, основанные на национальном, культурном, гендерном, расовом, этническим и религиозном самоопределении, так же как и различия в сексуальной ориентации, возможностях, возрасте, размере тела и образовании, составляют всё многообразие мира. Личная система координат и перспективы другого человека могут отличаться, но это не значит, что они менее важны, чем наши собственные. Нужно открыться познанию и учить других принимать всю полноту мира, в котором каждый является частью одного целого, частью огромной семьи, вне зависимости от того, кем он является и откуда приходит. Предварительным условием глобального общества является уважение друг к другу. Для этого мы должны признавать, принимать и защищать различием между нами. Уважение требует понимания того факта, что «другой» не значит «лучше» или «хуже». «Другой» это просто другой. Цель йоги – охватить объятиями и восхвалять многообразие мира, в котором всё есть часть единого потока.

 

Gail Parker, (05.02.2014), «The Yoga of Diversity»

Авторский перевод: Алина Лиоли

Йога практика многообразия




Return to Top ▲Return to Top ▲