• +7 903 193 11 00; isoul@isoulclub.ru
  • 7:00-23:00

Бхакти Вигьян Госвами Махарадж. О Йоге. 29.01.2016 в iSoul Club

Отрывок из записи «Упражнения в медитации»

Бхакти Вигьян Госвами Махарадж: Связь! Всегда неизменно все говорят, что слово «йога» означает «связь». И это, безусловно, верно, но классические формы йоги и то, что люди обычно понимают под йогой, часто не соответствует одно другому  и используется в противоположном значении. Потому что слово «йога» на санскрите так же может означать разлуку. Слово «йога» может означать отделение. «Йога» может означать погружение в себя или отделение от всего остального. И Патанджали Муни использует данное слово именно в этом значении. «Йога читта-вритти-ниродха» – «йога есть остановка нашего ума», когда мы пытаемся с помощью различных видов йоги прекратить контакт ума с внешними объектами. Тот самый первый вид счастья, который зависит от внешних объектов, – это лишь взаимодействие органов чувств и нашего ума с внешним миром. Когда наши чувства соприкасаются с внешними объектами, в конечном счете эту форму внешних объектов принимает ум, и душа наблюдает за этой формой. На самом деле душа отлична от ума. И душа, будучи наблюдателем, как бы смотрит картину на экране нашего ума.

Наша материальная жизнь с точки зрения йоги и даже с точки зрения психологии не что иное, как драма, которая разворачивается на сцене нашего ума. Душа сознающая, обладающая сознанием – наблюдатель – смотрит на эту картину и полностью отждествляет себя с тем, что происходит на экране нашего ума. Точно так же, как человек, который смотрит фильм и полностью отождествляет себя с тем, что происходит на экране. Он забывает о самом себе. Так же человек, который поглощен тем, что происходит в его уме – этими волнами радости, счастья или, наоборот, горя – он полностью забывает о том, что он как душа отделен от всего этого, что он всего-навсего наблюдатель.

Так вот, йога утверждает, что внутренняя духовная природа души исполнена блаженства и что этот постоянный контакт души с умом – сознающей частицы с тем, что происходит на экране ума, — на самом деле счастья не приносит и отделяет нас от внутреннего счастья.

Раджа-йога, изобретенная многие-многие тысячи лет назад, помогает человеку почувствовать это внутреннее счастье, отделив себя от своего ума. Но это очень сложный способ – много ступенек нужно пройти, нужно подвергать себя суровой дисциплине. Вы знаете, что йоги уходят в Гималаи. Но тем не менее, нужно понять сам принцип, а потом понять доступные нам формы йоги. Принцип заключается в том, как я уже сказал, сама по себе душа исполнена счасья, блаженства, покоя, умиротворения, и все самые высшие моменты нашей жизни, когда мы испытываем полное погружение, полное блаженство, полное умиротворение, они связаны именно с тем, что ум успокаивается. Выходим ли мы куда-то на природу и растворяемся в этой природе, чувствуя необычайный покой, который нисходит на нас вместе с солнечным светом, с пением птиц, приходим ли мы на мантра йогу и слышим звук мантры и растворяемся. Ум прекращает свою свистопляску. Эти моменты полной сосредоточенности, полного внимания – самые ценные моменты нашей жизни. В противном случае наш ум, очень беспокойный, постоянно метущийся, перебегающий с одного объекта на другой, дает нам некую иллюзию деятельности, но в конце концов счастья не приносит. Мы все знаем это, но мы погружаемся в интернет и перескакиваем с одного объекта на другой. Мы все знаем, что когда мы пытаемся думать, то мысли наши скачут. Древние мудрецы Индии, наблюдая за своим собственным умом, разработали методы, поняли природу ума и научились его укрощать.

Я объяснил в самом начале, что медитация – это наука, которая возникла из глубочайшего наблюдения за природой ума. Если сейчас мы попытаемся медитировать в том смысле, в котором нам это предлагает делать Патанджали Муни – автор «Йога-сутры», или системы йоги, – то мы быстро встретим  огромное количество препятствий, которые будут возникать у нас на пути. Кто пытался медитировать?

Все те, кто так или иначе пытался погрузиться внутрь, знают, какие препятствия возникают при этом. Давайте попытаемся это сделать. Сейчас каждый из нас испытает все эти препятствия сразу. Их пять или шесть. Давайте сделаем небольшое упражнение. И, собственно, упражнение заключается в том, что ничего делать не надо. Для начала можно выпрямиться, сесть в более или менее медитативную позу. Это эксперимент. Эксперимент будет заключаться в том, что мы ничего не будем делать, мы ничего не будем слушать, мы полностью погрузимся в молчание. Мы просто будем наблюдать за тем, что происходит в нашем уме и что мы испытываем. Куда он начинает уносить нас и что при этом происходит. Давайте, сделайте это. Чтобы эксперимент прошел максимально удачно, давайте сделаем сначала несколько глубоких дыханий, чтобы ум чуть-чуть успокоился, и поставим себя в позицию наблюдателя. Самый простой способ поставить себя в положение «наблюдатель» – это начать наблюдать за своим дыхание. Это самая распространенная форма медитации, которую рекомендуют всем  в начале пути. Автоматический процесс, который все время происходит в нас, мы переводим в сферу сознательного. Мы начинаем смотреть со стороны на то, как мы дышим, как воздух входит в наши ноздри, как грудь расширяется, и как потом он выходит. Давайте буквально несколько секунд сделаем это, а потом просто понаблюдаем за своим умом тоже несколько секунд…




Return to Top ▲Return to Top ▲