• +7 903 193 11 00; isoul@isoulclub.ru
  • 7:00-23:00

Аскетизм в Йоге

В нашем блоге мы не раз обсуждали, что основная цель йоги – овладение собственным умом. Практика йоги направлена на борьбу с привязанностью к временным и иллюзорным благам этого мира и на поиск гармонии во всепоглощающей суете современного быта. Человек страдает от неуёмной тяги к наслаждению и от беспокойства, причинённого негаснущим вожделением к  материальным объектам. Йога обещает освобождение от мирских страданий, но в обмен требует приверженности практике, дисциплины, самоотдачи, внешними признаками которых является самоограничение, скромность и аскетизм.

В этой статье мы хотели бы обсудить, каков должен быть уклад жизни практикующего и что подразумевается под скоромностью и аскетизмом – принципами, идущими вразрез с ценностями современного «общества потребления», задающего идеал современного человека – социально активного, амбициозного и успешного.

 

Аскетизм в Йоге

 

Концепции Аскетизма

Для начала предлагаем разобраться, как следует понимать аскетизм с точки зрения философии йоги.

Аскетизм как одна из Ниям

Мы не раз рассказывали про моральный кодекс практикующего, сформулированный в виде правил: Ямы и Ниямы. Тапас — принцип самодисциплины, является третьей по счёту Ниямой и стоит в одном ряду с чистотой (Шауча), скромностью (Сантоша), знанием и самопознанием(Свадхья) и Богопознанием (Ишвара-пранидхана). Слово Тапас происходит от санскритского термина Тапасья (аскетизм) и подразумевает практику самоограничения как на грубом, физическом, так и на тонком, духовном уровне.

Объяснение Ведического мудреца Вьясы

Ведический мудрец Вьяса, составитель Вед, так объясняет духовную составляющую аскетизма: «Тапас — есть отказ от двойственности» (1). Суть данного высказывания заключается в том, что перестав наделять объект свойствами, имеющими двойственную природу, например: «хороший» или «плохой», «полезный» или «вредный», «приятный» или «отвратительный», мы не составляем о нём оценочного суждения, и следовательно, не можем испытывать к нему никаких эмоций, не важно, будь то отвращение или вожделение. Такое отношение к объекту способствует умиротворению ума — единственному состоянию, в котором мы способны приблизиться к познанию Истины.

Аскетизм в описании Крийя Йоги

Также, в Йога сутрах, помимо определения аскетизма как одной из Ниям, Тапас упоминается в описании Крийя йоги:

 

tapaḥ svādhyāya Īśvarapraṇidhānāni kriyāyogaḥ

 

Данная сутра переводится следующим образом: «Практика йоги стоит на трёх столпах: Тапас (аскеза), Свадхйайа (познание) и Ишвара-пранидхана (Богопознание, или непоколебимая вера в направляющую и защищающую силу Абсолюта)» (2). Аскетичность есть качество, необходимое нам для обретения знания как о себе самом, так и о Высшем Сознании или Всевышнем. В йоге считается, что познание Истины – это освобождение от страданий. Таким образом, аскетизм есть первая ступень на пути к освобождению и именно в данном настроении должна проходить вся практика йоги , будь то телесные упражнения или изучение священных писаний (1).

Интерпретация аскетизма с точки зрения «Бхагавад Гиты»

«Бхагавад Гита» поясняет, что аскеза может быть как благоприятная, так и разрушающая.

Поклонение Всевышнему, своему учителю, святым, старшим членам семьи, а также гигиеническая чистота, ненасилие и целомудрие – есть благостная аскеза тела. Благостная аскеза речи – правда, высказанная с благим намерением, а также обсуждение и чтение священных текстов. Удовлетворённость данным, простота и самообладание, умение не допускать грязные мысли есть благостная аскеза ума. Человек, живущий по всем выше перечисленным принципам, чьи действия направленны на духовное саморазвитие и познание Абсолюта, живет в благостном Тапасе (3).

Однако, помимо благостной Тапасьи, существуют также разрушающие виды аскезы. Такие аскезы человек может совершать, находясь под действием мирских страстей или в невежестве. Во-первых, это аскезы, совершенные из гордыни, ради славы и уважения, ради того, чтобы сыскать почет среди практикующих. Подобное умонастроение присуще подверженным мирским страстям людям – всем, кто вожделеет к благам материального мира. Практикующим следует стараться пресечь их на корню.

Во-вторых, аскеза может быть совершена в невежестве. Например, аскеза фанатичная, направленная на принесение вреда другому живому существу или на самоистязание – всё это характерно для невежественной Тапасьи (3). Данные виды аскезы имеют разрушающий характер и приводят в еще большую зависимость от внешнего мира.

Аскетизм с точки зрения традиционного учения Патанджали

Ранее мы обсуждали, что согласно Йога Сутрам, написанным Патанджали, вся практика должна совершаться в настроении аскетизма. На физическом уровне аскетизм должен присутствовать в практике асан, разжигающей внутренний огонь, укрепляющей как тело, так и дух. На тонком уровне – уровне нашего сознания, аскетизм выражается через постоянный самоконтроль. В последнее время в обществе практикующих вошло в моду слово «осознанность», встречающиеся во всех блогах и статьях, посвящённых йогической тематике. Многие употребляют его, не вникая в суть понятия «осознанность». Согласно традиционным учениям «осознанность» есть самоконтроль.На физическом уровне — это непривязанность к результатам практики асан. На уровне сознания осознанность выражается в постепенном и добровольном отказе от мирских благ и плотских удовольствий.

Попробуем разобраться как и в чём необходимо себя ограничивать и существуют ли границы допустимой вольности?

 

Аскетизм в Йоге

 

Суждение

Грань тонка, ведь получается, что мерилом аскетичности в практике служит искренность и чистота намерений практикующего. Первое, что требует йога – отказаться от оценочных суждений. Это значит, что мы должны стремиться жить по принципам благостного аскетизма, однако отказаться от осуждения других. Другими словами, сконцентрировать внимание на своей практике, и своих намерениях. На самом деле это довольно сложно, ведь человек – существо социальное и испытывает постоянную необходимость определять, что для него благоприятно, а что пагубно, дабы выстроить свою систему ценностей и огородить себя от негативного воздействия внешнего мира. Таким образом, полный отказ от суждения – противоположная крайность, которая с точки зрения йоги не менее опасна.

Чтобы разобраться, учение йоги предлагает ёмкий принцип Вивека: «проницательность» или «умение распознавать». Строго говоря, Вивека считается необходимым качеством духовного учителя, однако оно необходимо всем практикующим и в особенности тем, кто начинает преподавать йогу.

Есть разница между суждением и способностью распознавать. В русском языке нет дословного перевода, но в английском Вивека, «умение распозновать», переводится как «discernment» . Согласно толковому словарю Вебстера (4), умение различать предполагает отделение одного объекта от другого; осознание их как различных друг другу, восприятие их, понимание их истинной сути. То есть это восприятие без оценочного суждения, которое есть «мысль, имеющая ценность или притязающая на обладание ценностью». «Вот почему всякое суждение оценочно, даже если предметом оценки служит истина» (5). Проще говоря, суждение есть более грубая, более субъективная форма умения распознавать, где к чистому восприятию объекта примешивается влияние нашего эго.

В сутре 2.26 говорится: «Чтобы остановить колебания беспокойного ума, необходима беспрерывная практика проницательности (беспрерывно отделение правды от иллюзии)»

 

vivekakhyātiḥ aviplavā hānopāyaḥ

 

Другими словами, необходимо отделять реальное от нереального, истину от иллюзии, объект от себя – субъекта, при этом пренебрегая составлением оценочного суждения предмета наблюдения –правильный и неправильный, приятный и неприятный, – так как внешнее различие зависит от нашего восприятия, то есть продиктовано нашим эго и не является истинной природой вещи(6).

Проще говоря, Вивека необходима практикующему при принятии жизненных решений. Это качество позволяет делать выбор без стремления быть лучше другого и без составления суждения о чём-либо и ком-либо. Также, необходимо придерживаться данного настроения каждому, кто преподаёт, беря на себя роль учителя. Важно помнить, что преподавая учение йоги, человек как бы транслирует знание, является его проводником, а не источником. В таком случае аскетичность в практике есть старание видеть реальную суть предмета, не увлекаясь его качествами и не привязываясь к ним.

 

Аскетизм в Йоге

 

Искренность

Но что же является реальным? Реальным является наша искренность перед самими собой и перед другими. Наше желание обуздать беспокойный ум, также как и наша аскеза, благостны лишь тогда, когда мы искренне сами с собой. Современный человек зависит от внешнего мира, он привязан к его благам. Основным благом современного, «цивилизованного» общества является успех, представленный в трёхсложной модели: «деньги, слава и власть». Это те идеалы, к которым стремится почти каждый, нередко неосознанно. Приведём пример.

Человек испытывает искренний порыв к познанию. Он приходит в йогу желая духовно расти и осознать себя. Он ревностно практикует и в итоге начинает преподавать йогу. Преподавая, он видит запрос своих учеников глубже познать философскую составляющую йоги. Человек начинает проповедовать ту идею, которую он познал от своего учителя и писаний. Видя интерес к его проповеди, человек начинает писать статьи на данную тему, вести свой интернет-Блог, выпускает книгу или даёт публичные лекции.

С одной стороны, практикующий проповедует, то есть совершает Благостную аскезу речи. С другой стороны, каковы его истинные намерения? Ответить на этот вопрос может лишь он сам. Бывает, что начинающий практиковать достигает результатов и старается «сделать себе имя» в определённом обществе, снискать славу. В глубине души человек желает стать учителем, снискать духовный авторитет. Таким образом, практикуя йогу, он совершает пагубную аскезу.

Как Вы понимаете, грань очень тонка. Наш ум уязвим и заставляет нас слепо пускаться в погоню за благами, которые предлагает материальный мир. Зачастую, мы упускаем момент, когда наше искреннее благое намерение становится корыстным и пагубным, пагубным для души. Аскеза – это самоконтроль, то есть постоянное отслеживание тенденций нашего ума и способность остановить его не самые лучшие порывы.

 

Аскетизм в Йоге

 

И в заключении… Зрелищность

Отдельно хочется сказать, что в йоге нет места зрелищности. К сожалению, популяризация йоги привела к тому, что многие отошли от догм учения и концепций, изложенных в оригинальных текстах учения. Слишком большое внимание уделяется внешним аспектам, тогда как самые важные, внутренние, игнорируются. В погоне за формой мы теряем суть. Практикующие стремятся к зрелищности, выставляя свои достижения напоказ. В йоге нет места концентрации на внешнем. Практика должна быть направленна исключительно внутрь. Внутрь себя самого. Осваивая сложную асану (каждый практикующий знает, что некоторые асаны требуют особенной концентрации и аскезы тела), многие незамедлительно делают свершённое достоянием общественности. К сожалению, часто в этом кроется гордыня. С первого взгляда подобное действие кажется безобидным, но на самом деле является нарушением предписаний первой ступени йоги, одной из Ниям —Тапасья, а значит, делает всю последующую практику бессмысленной.

Может возникнуть вопрос: «Но как найти искреннего учителя? Как не пойти за тем, кто ищет славы и почёта?» Ответ прост: искренность подобна магниту. Искренний  в своём стремлении ученик обязательно найдёт искреннего учителя и наоборот. Главное – не судить окружающих, а сконцентрироваться на постоянной работе над собой. Также важно помнить, что йога – это древнейшее знание, передающиеся от учителя к ученику, из сердца в сердце. Каждый практикующий становится его проводником, носителем и транслирует его окружающим через свою практику и проповедь. Важно понять цель практики — познание Истины, и, осознав свою позицию, принять правильное умонастроение смирения и усердия, направленного не во вне, а внутрь себя, то есть принять благостную аскезу. Важно начать с соблюдения духовных предписаний и на их основе выстроить последующую практику тела, дыхания, внимания и ума. Двигаясь в данном направлении, Вы достигните реального результата.

Намасте!

Алина Лиоли

Источники

 

  • 1 «Tapas (AusterityorAsceticism): DefiningandUnderstandingTapas» (2012), Yoga with Subhash,
  • 2 Йога Сутры 2:1, 2:26
  • 3 Бхагават Гита 17:14-20
  • 4 «Американский словарь английского языка», Ноа Уэбстер,
  • 5 Философский словарь, Андре Конт-Спонвиль, 2012
  • 6 “Judgment vs. Discernment” (2005), Constance L. Habash, Awakening Self



Return to Top ▲Return to Top ▲